ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Написание литературного произведения – процесс творческий и интересный, но вместе с тем трудоёмкий. В нашей стране есть авторы, имена которых о многом говорят. Они пишут романы, рассказы, сценарии к фильмам. Но также есть и совсем никому не известные имена, произведения которых не менее прекрасны и удивительны, а чаще всего даже уникальны.

 Так что же такое произведение? Наиболее точную формулировку представил известный юрист Серебровский В.И.:

Произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора своё выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения.*

Охраной авторского права занимается институт охраны результатов творческой деятельности.

Однако для того, чтобы произведение получило авторско – правовую охрану, оно должно обладать следующими признаками:
— являться результатом творческой деятельности автора;
— быть выраженным в объективной форме ( ч. 3 ст. 8 Закона Украины «Про авторское право и смежные права»);
— допускать возможность воспроизведения;
— относиться к литературе, науке или искусству ( ч. 1 ст. 8 Закона Украины «Про авторское право и смежные права»).

Для того, чтобы создать произведение, необходимо обладать творческим мышлением. Творчество – это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.**

Произведение тогда считается результатом творческой деятельности, когда оно насыщено некой оригинальностью. Оригинальным принято считать то произведение, которое несёт отпечаток личности автора, в котором выражено нечто свойственное именно данному автору.***

Результат творческой деятельности может быть создан с нуля, используя новый сюжет, новые идеи. Но также произведение может быть оригинальным, если в нём используются старые идеи. Однако произведение ни в коей мере не должно быть копией какого — либо уже существующего произведения. Взять, к примеру, сценарии современных мюзиклов: «За двумя зайцами», «Золушка», «Снежная королева», «Безумный день, или женитьба Фигаро». Идеи старые. Но авторы использовали много новизны, что сделало эти мюзиклы оригинальными.

Авторское право на литературное произведение возникает вследствие факта его создания (ч. 2 ст. 11 Закона Украины «Про авторское право и смежные права»). Поэтому вовсе необязательно регистрировать произведения и получать свидетельство про регистрацию авторского права на то или иное произведение. Для удостоверения авторства на опубликованное или неопубликованное произведение автор в любое время может зарегистрировать своё авторское право в соответствующих государственных реестрах. (ч. 5 ст. 11 Закона Украины «Про авторское право и смежные права»). Государственную регистрацию авторского права проводит государственный департамент интеллектуальной собственности. Зарегистрировал автор своё произведение или нет, он всё равно является автором. Но может появиться нарушитель, который захочет выдать чужое произведение за своё. Поэтому всегда необходимо иметь автору произведения у себя в домашнем архиве рукописи.

Право авторства охраняется вне зависимости от того, знал или не знал нарушитель о том, что совершает неправомерные действия.

Рассмотрим такой случай: в 2005 году госпожа Л направила свой роман в издательство «Свет» для публикации. Однако его не опубликовали. В 2009 году Л случайно обнаружила, что её роман вышел в тираж 2007 году, автором которого являлся некий покойный автор. Л обратилась в суд, требуя признать её автором этого романа и выплатить ей гонорар за использование. Госпожа Л представила суду роман из своего домашнего архива, однако он был распечатан на принтере. Но в нём на каждой странице были правки, сделанные шариковой ручкой. Суд сверил данный роман со всеми правками с тем, который был опубликован и пришёл к выводу, что они абсолютно одинаковые. Суд, проверив обстоятельства создания произведения, убедившись с помощью экспертизы, что все правки были внесены рукой госпожи Л и, более того, они были сделаны задолго до публикации. Следовательно, опубликованный роман не принадлежит перу писателя. На основании этого суд вынес решение о признании госпожи Л автором и обязал издательство выплатить ей вознаграждение за публикацию.

Создавая произведение, автор одновременно создаёт художественный образ, который является частью его произведения. В художественном образе находит своё выражение та форма обобщения, когда автор выходит за пределы жизненного факта. То есть индивидуальное создаётся благодаря художественному вымыслу. Очень часто художественный образ воплощается в конкретном персонаже. Этот персонаж становится узнаваемым в силу средств художественного описания.

Если рассматривать вопрос об имени, которым автор может называться, то статья 14 Закона Украины «Про авторское право и смежные права» указывает на 3 способа указания имени автора:
— подлинное имя;
— вымышленное имя (псевдоним);
— без обозначения имени (анонимно).

Итак, создано произведение, указано имя. Теперь автору нужно его удачно распространить и получить свои законные деньги.

Право на распространение экземпляров произведения используется только при первой продаже экземпляров. Это значит, что если экземпляры произведения введены в гражданский оборот путём первой продажи на Украине, то дальнейшее их распространение осуществляется без соглашения автора и без выплаты авторского вознаграждения (ч. 7 ст. 15 Закона Украины «Про авторское право и смежные права»). Таким образом, согласие автора требуется только на первую продажу экземпляров произведения. В дальнейшем экземпляры произведения могут обращаться на рынке свободно не нарушая авторских прав на произведение.****

Автор также имеет право на часть от суммы продажи оригинала произведения. В соответствии со ст. 448 ГКУ, автор имеет право на получение денежной суммы в размере не менее 5% от суммы каждой продажи оригинала произведения следующей за отчуждением самим автором оригинала произведения. Указанная сумма выплачивается продавцом оригинала произведения. Если продавцом выступает комиссионер, то обязанность выплачивать автору причитающуюся по закону сумму ложится на комиссионера.

Встречаются издательства, которые опубликовывают материал и забывают выплатить авторское вознаграждение. Такие действия являются нарушением прав автора на вознаграждение за использование произведения. Поэтому данный вопрос необходимо согласовывать с автором ещё до публикации произведения.

При подготовке авторского материала к публикации, редактор может указать автору на те моменты, которые следует изменить. Если речь идёт о мелких изменениях, таких как сместить абзац, кое-что сократить, ввести заголовки, то это может сделать сам редактор. Он неизбежно вносит изменения в первоначальный текст произведения.

В одних случаях редактор вносит в авторский материал незначительные изменения, а в других – материал подвергается значительной доработке. Обычно такая редакторская правка произведения не приводит к соавторству. Однако в том случае, когда редактор, например, переписывает некоторые места в тексте, предлагает новое название произведению, он может невольно стать соавтором произведения в переработке. Такого соавторства лучше не допускать, так как в противном случае могут возникнуть проблемы. Дело в том, что по закону соавторы осуществляют распоряжение имущественными правами на произведение совместно. А нужно ли это автору первоначального произведения?

Издание произведения – вещь довольно дорогая. Можно потратить деньги на издание произведения и даже заключить выгодный договор о вознаграждении, но прибыли можно и не увидеть. Либо прибыль будет, н такой мизерной, что ею невозможно будет покрыть расходы по изданию.

Для того, чтобы книга была продаваемой, следует придерживаться следующих правил:
1. книга должна быть актуальной на сегодняшний день;
2. хорошая реклама (как в сети интернет, так и в газетах);
3. пиар. Может быть организован творческий вечер. В любом случае о выходе книги должно знать как можно больше людей для того, чтобы все с нетерпением ждали её выхода.

В заключение хочу отметить, что начинающим авторам следует быть очень внимательными, обращаясь в издательства. И всё же обращаться необходимо! Если редактор захочет в произведении что-то изменить, пусть меняет, но в пределах разумного. Если не захочет опубликовать, то всегда найдётся издательство, которое опубликует ваше произведение с большой охотой! Как показывает практика, любое произведение находит своего автора. У каждого читателя своё индивидуальное  восприятие мира.

Если это восприятие соприкоснётся с художественным образом произведения определённого автора, то оно обязательно станет индивидуальным, узнаваемым и любимым!

Литература:
*Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. – М, 1956. – с. 32.
** Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М, 1953. – с. 731.
*** Липцик Д. Авторское право и смежные права/Пер. с фр.; предисловие М. Федотова. – М.: Ладомир; Издательство ЮНЕСКО, 2002. – с. 58.

**** В. Коноваленко. Авторское право: автору, редактору, издателю. — Х.: фактор, 2007. – 496 с.

Радомская Н.А.