Каждый кино-проект интересный и сложный по-своему, но процесс его создания в международном сотрудничестве, таит в себе много подводных течений.
Копродукция – это совместное производство как минимум двух сторон, которые вовлечены в процесс изготовления и финансирования фильма, при этом существенным моментом является то. что стороны выступают представителями разных стран. (1)
Сегодня копродукция — естественная и необходимая форма существования кино мирового класса. Вспомним Гран-при «Берлинале» последних лет: «Ветер, колышащий ячмень» Лоуча (копродукция Великобритании, Ирландии, Германии, Испании), «Свадьба Туи» (фильм о Внутренней Монголии поставил китайский режиссер Ван Цюаньан с помощью немецкого оператора Луца Райтемайера). Недавняя премьера картины Отара Иоселиани «Сады осенью» — совместное производство России, Франции и Италии. А «Чемоданы Тульса Люпера» Гринуэя создавала чуть ли не вся Европа.
Если говорить о копродукции в целом, т.е. о совместном производстве, то наработанный в кинематографии международный опыт позволяет сделать определенные выводы. В Германии больше всего совместных кино-проектов с Францией. В Восточной Европе лидером в этой области в данный момент выступает Венгрия Объясняется это тем, что в Венгрии достаточно удобная схема финансирования кино: деньги, которые продюсер тратит на кино, Венгерское государство ему возвращает. И понятно, что это очень привлекательно для продюсера. (2)
К тому же в ближайшее время будет увеличиваться количество копродукции с Польшей, поскольку два немецких региональных кинофонда MDM в Лейпциге и берлинский Medienboard Berlin-Brandenburg вместе с Польским кино-институтом создали фонд для развития совместных проектов, в который могут обращаться польские и немецкие продюсеры с целью получения финансирования.
В отдельных проектах участвуют Сербия, Румыния, Чехия и даже Россия. Но привлечение России более сложно, поскольку не существует общего соглашения государств в данной сфере отношений. Несмотря на это, всё же есть несколько проектов, являющихся реальной копродукцией. Так, фильмы «Монгол» Сергея Бодрова и «Юрьев день» Кирилла Серебренникова были сделаны виде копродукции. Сейчас Илья Хржановский снимает фильм «Дау», где задействованы немецкие инвестиции. В тоже время, если это сравнивать с общим объемом киноиндустрии в Германии, где ежегодно выходит в национальный прокат 50-60 новых фильмов, то понятно, что речь идет о единичных продуктах.
Цель копродукции — развитие кинематографии в каждой стране. Однако при этом следует иметь ввиду, что развитие традиционных или финансовых совместных производств может в некоторых случаях привести к нарушению баланса между одной страной и ее партнерами. Поэтому в большинстве стран Европы кинематографическое производство получает существенное финансирование из государственных средств. И это рассматривается, как поддержка и забота государства о сохранении национальной культуры.
Говоря о копродукции, стоит рассмотреть общие мировые тенденции развития кинопроизводства. Основное различие в создании кинопродукта состоит в применении принципов Американского продюсерского кино или Европейского авторского кино. (3)
Что касается американского кино, то это — либеральная модель кинопроизводства. И на сегодняшний день оно показало себя как наиболее конкурентоспособное. В Америке по принципам заложенным в авторское право и национальное законодательство, продюсер является соавтором наравне с режиссером и сценаристом.
В Европе же продюсер обладает только материальными правами на созданный объект. Именно эта тенденция прослеживается в кинопроизводстве стран постсоветского пространства. В России авторами являются сценарист, режиссер, композитор. В Украине — сценарист, режиссер, композитор, оператор и художник.
В законодательстве Украины вопрос авторства аудиовизуального произведения регулируется статьей 17 Закона Украины «Об авторских правах и смежных правах» от 23.12.1993г., где определено, что «авторами аудиовизуального произведения являются:
— режиссер-постановщик;
— автор сценария и (или) текстов, диалогов;
— автор специально созданного для аудиовизуального произведения, музыкального произведения с текстом или без него;
— художник-постановщик,
— оператор-постановщик.
Одно и то же физическое лицо может совмещать две или более из приведенных выше авторских функций» . (4)
Из этого следует, что юридическое лицо не может считаться автором аудиовизуального произведения, потому что оно не может внести личный уникальный вклад в создание такого произведения.
На Украине также не определена роль продюсера, как лица, принимающего участие в создании аудиовизуального произведения.
Для исследования общих вопросов авторства обратимся к законодательству других стран. В частности, на основании анализа взглядов доктрин и судебной практики, а в первую очередь положений, содержащихся в законодательствах европейских стран, была создана характеристика доминирующих в авторском праве тенденций, связанных с определением круга субъектов личных прав, касающихся аудиовизуальных произведений. Исходя из этой характеристики, в перечень соавторов аудиовизуального произведения входят следующие лица:
— режиссер;
— автор сценария;
— автор музыки к фильму;
— создатель литературной адаптации;
— творцы других литературных текстов (диалог). (5)
Эта тенденция отображается в праве Европейского Союза. В Директивах 92/100 и 93/98 предусмотрено, что режиссер имеет статус автора аудиовизуального или кинематографического произведения. Обе директивы уполномочивают страны-члены на определение других лиц в качестве соавторов, если они видят в этом необходимость. (6)
При совместном производстве кино, важную роль играет:
1) продюсер;
2) законодательство страны, в которой снимается кино.
Что касается продюсирования, то здесь можно сравнить опыт законодательного регулирования России и Украины.
Так, в России исходя из положений авторского права, закрепленных действующим законодательством, продюсер – это лицо, которое:
— вкладывает деньги в проект и получает дивиденды;
— в музыке – руководит записью альбома.
В законодательстве Украины прописано, что продюсер – это лицо, организующее и контролирующее процесс звукозаписи.
Фактически, это организатор, за которым стоит целая команда, которая и делает проект.
В своё время, для юридического урегулирования вопросов, касающихся копродукции в Европе, возникла необходимость подписать и ратифицировать Европейскую Конвенцию о совместном Кинопроизводстве (Страсбург, 2 октября 1992 года), цель которой содействовать развитию европейского совместного кинопроизводства. Эта Конвенция регулирует отношения между сторонами-участниками в области многостороннего совместного кинопроизводства, берущего начало на территории сторон.
В частности, Конвенция регулирует следующие вопросы:
— условия получения статуса Совместного производства;
— пропорциональное соотношение вкладов от каждого копроизводителя, в том числе и в сфере определения авторских и смежных прав;
– права копроизводителей;
– техническое и актерское участие;
– общий баланс между Сторонами;
— финансирование совместного кинопроизводства.
Хотелось бы подробнее остановиться на финансировании совместного кинопроизводства. В этом случае минимальный вклад не может быть менее 10 процентов, а максимальный — превышать 70 процентов от общих издержек производства кинематографического произведения. Если минимальный вклад составляет менее 20 процентов, соответствующая сторона может предпринять шаги по уменьшению или прекращению доступа к национальным механизмам поддержки кинопроизводства.
При подписании договора о совместной деятельности Стороны имеют право выбирать суд и законодательство страны, по которому будут рассматриваться споры.
Европейская конвенция о совместном кинопроизводстве ратифицирована 39 странами: Армения, Австралия, Азербайджан, Бельгия, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Кипр, Чешская Республика, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Грузия, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Россия, Сербия, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Англия.
На Украине Европейская Конвенция о совместном кинопроизводстве была подписана 13.07.2004 года, но до сих пор не ратифицирована и не вступила в силу. (7)
В тоже время, ключевым моментом при сотрудничестве с Европейскими продюсерами является таблица оценки, по которой и определяется можно ли назвать тот или иной фильм европейским.
В соответствии с Европейской конвенцией, кинематографическое произведение считается европейским, если оно набирает по крайней мере 15 очков из 19 возможных в соответствии с нижеприведенной таблицей европейских признаков.
Европейские признаки | Очки |
Авторская группа | |
Режиссёр | 3 |
Сценарист | 3 |
Композитор | 1 |
7 | |
Актёрская группа | |
Первая роль | 3 |
Вторая роль | 2 |
Третья роль | 1 |
6 | |
Техническая и съёмочная группа | |
Оперетор | 1 |
Звукооператор | 1 |
Монтажёр | 1 |
Художник-постановщик | 1 |
Местонахождение студии или место съёмок | 1 |
Место компоновки фильма | 1 |
6 |
Табл. 1 (8)
Подобная система есть и в Российском кинопроизводстве при получении государственного финансирования. Однако для того, чтобы фильм имел статус российской картины, все авторы должны быть гражданами России.
При совместном международном производстве кино большую роль играют продюсеры с точки зрения привлечения средств. Из практики копроизводства, продюсер осуществляет организацию кино в своей стране. Привлекшее финансы лицо получает взамен право на прокат уже готового продукта на территории своей страны, а также доходы в соответствии с процентом вложенных средств от кинопроката на международном рынке. Во избежание конфликтных ситуаций, обязательной является фиксация территории проката.
Нужно отметить, что в Украине уже были попытки совместного кинопроизводства. Например, фильм «Сафо» при участии украинского продюсера и продакшн студии «Ялта фильм»; британского режиссера; греческого композитора; американских, российских, украинских, греческих актеров. Или проект продюсера Оксаны Байрак «Аврора» с американской звездой Эриком Робертсом и известным русским актёром Дмитрием Харатьяном («Аврора» стал первым фильмом, в котором снялась голливудская звезда).
В то же время, в законодательстве Украины вопрос о копродукции не освещен. На мой взгляд, этот вопрос должен быть рассмотрен при внесении изменений в законодательство Украины в сфере интеллектуальной собственности, в частности – авторского и смежных прав. В первую очередь необходимо четко обозначить и законодательно закрепить статус продюсера произведения, а также определить статус компании производителя аудиовизуального произведения. Возможно, предложить льготные налоговые условия для кинокомпаний, которые снимают фильмы в Украине.
К сожалению, в Украине не действует киностраховка, как один из финансовых инструментов кинопроизводства, что, естественно, отпугивает крупных игроков кинобизнеса. Без киностраховки ни один международный банк или крупный инвестор не выделит средства на проект. Поэтому для улучшения кинопроизводства в Украине нужно внести изменения в законодательство Украины, а именно в «Закон о кинопроизводстве», «Закон о страховании», а также, как можно скорее, ратифицировать «Европейскую Конвенцию о совместном кинопроизводстве».
Заслуживает внимания и тот факт, что в Украине присутствует большой интерес к Европейской киноиндустрии. Отечественные продюсеры и режиссеры хотят работать в копродукции с европейскими странами и создавать проекты, которые будут интересными для всех участников такого сотрудничества. Для этого необходимо решать вопросы как законодательного регулирования, так и проблемы государственной финансовой поддержки. Фактически, речь идет о госзаказах, которые в данной отрасли как раз таки отсутствуют. И даже, если отечественным продюсерам и обещают выделить средства, то это совершенно не означает фактического их получения. А наличия дешевой рабочей силы и красоты природы оказывает недостаточно. А так, как нет гарантии финансового обеспечения, то копродукция невозможна.
В Европе много образовательных программ для продюсеров; изучаются работа фондов в разных странах и условия, которые необходимо выполнить, чтобы иметь доступ к этим фондам; правила составления контрактов для копродукции.
Украинские продюсеры должны присоединяться к европейским программам обучения. Учитывая тот факт, что такие программы не являются бесплатными, то необходимо ставить вопрос и о финансовой поддержке со стороны государства для образования молодых специалистов.
Если мы хотим снимать фильмы в копродукции, нужно понять, как это делается Европе и создать условия для украинского кинопроизводства, гарантирующие его участие на равных правах в международном киносообществе. А это политические и стратегические вопросы государственной политики, направленные на сохранение и улучшения культурного наследия своего народа.
Список литературы:
1. Закон Литовской Республики «О кино» от 5.03.1975 № IX
2. http://www.telekritika.ua/media-rinok/virobnistvo/cinema/2008-11-15-11-2008
3. http://conventions.coe.int/Treaty/Commun/QueVoulezVous.asp?NT=147&CM=1&CL=RUS
4. Закон України «Про авторське право і суміжні права» (в редакції Закону України від 11.07.2001 N 2627-III, з подальшими змінами та доповненнями) від 23.12.93 N 3792-XII
5. Кокарев И.Е. Кино как бизнес: Современная американская киноиндустрия, зарубежный опыт и перестройка советского кино. Анализ практики и образцы документов и типовых договоров. – Минск. – 1991. – 300с.
6. Дроб’язко В.С. Право інтелектуальної власності. – К., 2004; 2. Право інтелектуальної власності: Підручн. / За ред. О.А. Підопригори, О.Д. Святоцького. — К., 2002.
7. Володимир Коноваленко «Авторское право и смежные права». — Видавничий Будинок «Фактор», Харків, 2006
8. Европейская конвенция о совместном кинопроизводстве СДСE №: 147.
Яремчук А.Ю., Безсмертная Н.В., Федорова Ю.И.