По закону духовной жизни всякое пристрастие наше к земным вещам отдаляет нас от Бога% пристрастие не только к каким – либо значительным вещам, но и самым маленьким. Удаление от Бога не проходит даром для нашей духовной жизни. Оно ослабляет нашу душу, делает её неспособной к религиозным порывам, становится во всякое мгновние – когда мы привязываемся к какому – либо земному благу – преградой, хотя бы и очень тонкой незаметной для нас, между нами и Богом.
Поистине надо иметь глубокую мудрость, постоянную духовную осторожность, трезвиться и бодрствовать, сердце иметь пламенеющее любовью к Богу и ближнему, чтобы не заботиться о земных благах: богатстве, власти, науках и всяком земном благополучии.
Поэтому иные христиане, будучи богатыми и знатными мира сего, бросали свои земные преимущества и становились нищими и бесславными, боясь, как бы земные блага не лишили их главнейшей утехи – Христа Спасителя, как бы не погубить своей души, увлекшись земными благами. В их сердце как бы звучали слова Спасителя: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16,26).
Земная жизнь для православного христианина – не пир весёлый удовольствий земных, а подвиг, борьба для наследования Царства Божия» «…Царство небесное силою борется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12).
Такая – то, исполненная работой над собой, жизнь, целью которой является искоренение своих страстей: блуда, самолюбия, зависти, объедения, лености – и наполнение души духом целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви, — такая жизнь и называется аскетизмом, или духовным подвижничеством.
Головина Елена.