КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЙ БИЗНЕС ОТ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ

h_gH1QcNsDVxU73zoY4qOJu28ZaeRiPEM9_В настоящее время на Украине действует не менее 70-ти различных государственных контролирующих органов, целью которых в том числе является и увеличение поступлений в государственные и местные бюджеты.

Высокий уровень регулирования экономики вынуждает должностных лиц каждого предприятия довольно часто общаться с проверяющими, отношения с которыми могут носить существенные негативные последствия для бизнеса.

Существуют общие правила общения с представителями государства. Если их придерживаться, то это снизит риск неприятных ситуаций в связи с проверками.

Подготовка. Иногда запросы и проверки происходят без предупреждения, поэтому следует заранее подготовить документы и персонал до возможного появления неожиданных гостей. Следует обязать всех работников (кроме тех, на кого возложены обязанности относительно сопровождения проверки) не предоставлять никакой информации проверяющим. Если представители того или иного контролирующего органа имеют возможность получать пояснения от многих работников, то возрастает риск предоставления противоречивой или компроментирующей информации.

Активное сопротивление проверки. Гос.инспектора и ревизоры обязаны действовать исключительно в рамках, которые установлены действующим законодательством. Тем не менее, возникают ситуации, когда они превышают свои полномочия в надежде, что какие-то их действия будут восприниматься без отрицаний, учитывая низкий уровень правового незнания граждан. С оглядкой на это следует активно контролировать ход проверки, а также всегда критически относиться к действиям и к требованиям представителей государственных органов. Прежде всего, нужно ознакомиться с удостоверением и записать фамилию должностного лица и установить полномочия каждого, кто берёт участие в проведении проверки. Осознание того, что жалоба может быть подана на действия конкретного лица (а не лишь на решение гос.органа) сдерживает поведение гос.служащих, а обоснованные жалобы и обращения могут иметь для них негативные последствия.

Во время проверки к предприятию выдвигаются определённые требования. Иногда такие требования являются незаконными. Поэтому в случае, если проверяющие в устной форме обращаются к работнику предприятия относительно совершения тех или иных действий, следует, чтобы такой работник вежливо их попросил обратиться к руководителю предприятия или к другому лицу, которое может оценить законность и обоснованность запроса и принять решение касательно его удовлетворения или отказа.

Обжалование незаконных действий и необоснованность решений. Действия представителей большинства контролирующих органов могут быть обжалованы к органу (должностному лицу) выше уровня. Жалоба может подаваться в письменной форме, содержать описание ситуации, чётко сформулированное требование (например, отменить определённое решение или привлечь должностное лицо к ответственности), а также вместе с жалобой прилагаются копии документов, которые подтверждают факты, что были изложены в жалобе. Законодательством не установлены требования к жалобам, которые подаются к органам или должностным лицам государственной власти, поэтому жалоба может быть эффективной, даже если она составлена без привлечения юристов и в свободной форме. Хотя следует взять во внимание то, что на Украине далеко не все  жалобы удовлетворяются.

Эффективным методом защиты нарушенных прав предприятия является обращение к административному суду. В отличие от подачи жалобы, для обращения в суд, как правило, необходима помощь профессиональных юристов.

Указанные выше правила достаточно просты, но с личного опыта нашей компании «Адвокаты страны»: www.advua.kiev.ua , очень небольшое количество предпринимателей придерживаются их, таким образом, избавляя себя возможности защитить собственные права на начальном этапе отношений с контролирующими органами и направить такие отношения в правовое русло.

Знания своих прав и обязанностей представителей государственных органов, а также умение и готовность всегда защищать нарушенные права является залогом успеха не только успешности бизнеса, но и создание цивилизованного гражданского общества на Украине, благодаря чему бизнес и государство будут не врагами, а партнёрами.

Радомская Н.А., Николаева Л.В.